Быстрые рельсы

На недавно прошедшем VI Международном инвестиционном форуме "Сочи-2007" был представлен проект московской городской транспортной системы скоростного трамвая.

По словам первого заместителя столичного мэра Юрия Росляка, этот трамвай вполне может послужить для подготовки и проведения зимней Олимпиады 2014 года. В самой же Москве в ближайшие 20 лет планируется построить около 220 километров линий скоростного трамвая.

Шумим, братец, шумим

Еще несколько лет назад столичные власти, где только могли, избавлялись от трамвайных путей, чтобы освободить дороги для автомобилистов. Москвичи протестовали против этого - даже создали общество, которое так и называется - "Москвичи за трамвай".

Мир же тем временем давно шел иным путем. Например, в Париже, где этот вид транспорта был вообще уничтожен еще в 30-е годы, часть путей уже восстановлена, и трамваи сейчас перевозят 100 тысяч человек в сутки. Электрические вагончики шустро бегают по самому центру Вены, Мюнхена, Штутгарта, Дюссельдорфа... И неудивительно: самый экологически чистый вид транспорта, он с комфортом может перевозить одновременно большое количество людей. По сути, только трамвай и может разгрузить перегруженный метрополитен во всех больших городах.

В российской столице, слава богу, трамвайная сеть составляет еще 416 километров.

"В октябре на заседании правительства Москвы будет представлена целевая программа восстановления и модернизации трамвайных путей на 2008-2010 годы, - рассказал "РГ" зам. руководителя департамента транспорта и связи города Москвы Александр Воробьев. - После ее реализации в городе не останется ни одного метра путей, не соответствующих техническим регламентам. Для этого за три года предстоит модернизировать или восстановить 160 километров трамвайных линий".

"Если говорить о подвижном составе, разрабатываются новые проекты, но развитие получает и уже существующая техника, - добавил Воробьев. - Берем наши старые добрые "Татры", Т-3, чешские вагоны и модернизируем их. Такая работа ведется уже в течение последних четырех-пяти лет. Трамвай полюбился москвичам, поэтому решили его внешний вид не менять. Что же касается его "внутренностей", если можно так сказать, то они претерпевают полнейшую модернизацию. Ежегодно мы модернизируем 20-25 трамваев. В нынешнем году модернизировали уже 16, до конца года обновим еще 7 вагонов. Такие же планы на 2008 и 2009 годы".

Одновременно в столице разрабатывается и принципиально новый вид транспорта - скоростной трамвай. Ведь из-за постоянных пробок своевременно добраться куда-либо автобусом или троллейбусом уже непросто. Метрополитен тоже давно задыхается, перевозя ежедневно не по шесть миллионов пассажиров, на которые рассчитан, а по девять миллионов. Проблему во многом мог бы разрешить скоростной трамвай, двигающийся по выделенной полосе, а значит, не боящийся дорожных пробок.

Планируется, что современные комфортабельные составы будут передвигаться как минимум в два раза быстрее нынешних "аннушек".

В некоторых городах Европы они бегают со скоростью до 35-40 километров в час, в то время как обычные трамваи едут со скоростью 15 километров в час. А шума от обновленного трамвая будет даже меньше, чем от автомобилей.

Кстати, в Москве уже сейчас есть маршруты, практически готовые для его внедрения. Например, из Чертанова до "Тульской", от "Авиамоторной" до "Перово", где трамвай идет по пути, приподнятому над основной магистралью.

Восток - дело тонкое

Строительство первой линии скоростного трамвая начнется в ближайшие годы. Она свяжет шоссе Энтузиастов, строящееся Четвертое транспортное кольцо и дальше пойдет в центр. Место было выбрано не случайно. Восток, как говорится, - дело тонкое. Там идет активное строительство районов Кожухово, Некрасовка, а возможностей спокойно добираться до центра столицы пока нет.

Строительство таких легкорельсовых транспортных скоростных систем - достаточно дорогостоящее мероприятие, выделять из городского бюджета большие суммы денег на это не очень рационально. Поэтому создано совместное акционерное общество с долевым участием города, которое будет заниматься непосредственной практической реализацией.

Следующая линия свяжет Даниловскую площадь, Ломоносовский проспект и район станции метро "Университет".

Будет ли билет на скоростной трамвай дороже обычного? "Вопрос оплаты пока не рассматривался. Только проведение технико-экономического обоснования даст ответ на вопрос, какой будет стоимость проезда, - сообщил Воробьев. - Одно могу сказать - проезд должен быть на уровне той цены, которая действует на наземном городском пассажирском транспорте. Нам не нужна дорогостоящая система".

Досье "РГ"

Планируется, что линии скоростного трамвая свяжут следующие районы:

ул. Академика Янгеля - Южное Бутово - Щербинка;
ст. м. "Университет" и район Щукино;
Ивановское - Новокосино;
Кожухово с дальнейшим выходом на действующие трамвайные пути у ст. м. "Новогиреево";
Коптево и Медведково;
от Чертановской ул. до Бирюлево-Западное и до ст. м. "Теплый Стан";
от ст. м. "Университет" по Мичуринскому проспекту до района Очаково;
от Судостроительной ул. до Люблино;
от Открытого шоссе через Гольяново, Хабаровскую и 16-ю Парковую ул. до ст. м. "Первомайская".

Чтобы сформировать единую маршрутную сеть трамвайного транспорта, планируется соединить ст. м. "ВДНХ" со ст. м. "Дмитровская", ст. м. "Менделеевская" - с разворотным кольцом у ст. м. "Дмитровская".

 

справка "рг"

Бесшумный транспорт для "спальных" районов

 


 

Почти 200 километров новых линий скоро появятся в столице.

 

По данным департамента транспорта и связи города Москвы, личный автотранспорт перевозит всего около 20 процентов пассажиров, зато занимает около 85 процентов площади проезжей части дорог.

На долю наземного городского транспорта приходится 44 процента пассажиров. При этом он неприхотлив: ему требуется только 0,93 процента площади проезжей части.

Весь остальной пассажиропоток перевозится внеуличным рельсовым транспортом: метрополитеном и железнодорожным транспортом. При этом, по оценкам специалистов, стоимость строительства линий скоростного трамвая в 3,7 раза меньше, чем затраты на возведение линий метрополитена (при сопоставимых величинах их провозной способности).

В течение трех лет в Москве планируется проложить 190 километров новых линий. Еще порядка 120 километров переделают под скоростное движение из уже существующих обычных линий.

Маршруты скоростного трамвая свяжут "спальные" районы с центром города. При этом транспортники обещают выделить для бесшумных машин специальные полосы, на которые смогут заезжать только автобусы.

Но скоростной трамвай сможет ездить не только по наземным рельсам. Из 190 километров новых линий 99 пойдут по эстакадам, а 37 - в тоннелях под землей. Кроме того, планируется совмещать линии скоростного трамвая с обычными трамвайными путями. К примеру, в Строгино, на мосту через Москву-реку, проложат скоростную трамвайную линию, а за мостом останутся лежать реконструированные обычные трамвайные пути. При этом ездить по ним смогут как скоростные, так и обычные трамваи.

Кстати

В Москве на улице Твардовского, дом 6, откроется Музей трамвая. Он разместится в современном Краснопресненском трамвайном депо, площади которого были запланированы и под музей.

Департамент транспорта и связи г. Москвы

119019, ул. Новый Арбат, 15
Телефоны: 957-05-22, 957-05-28
Факс: 957-05-40

 

Источник: Российская газета

Все публикации
 
ОАО "ГОРОДСКАЯ ТРАНСПОРТНАЯ СИСТЕМА СКОРОСТНОГО ТРАМВАЯ"
создано Распоряжением Правительства Москвы в 2007 году с целью проектирования
и строительства городской пассажирской транспортной системы скоростного трамвая
  КОНТАКТЫ | КАРТА САЙТА